Версия для слабовидящих
Телефон:8(42622) 71-2-17 E-mail:feniks-valdgeim@mail.ru


ИНФОРМАЦИЯ Информация
Подробнее

История создания детского дома (Люди и судьбы)

Люди и судьбы

Архивные документы позволили установить, что детский дом с. Валдгейм является старейшим учреждением для детей-сирот в ЕАО. В 2010 году нашему детскому дому исполняется 75 лет. Первые упоминания о детском доме с. Валдгейм мы нашли в архиве в отчетах областного исполнительного комитета совета депутатов трудящихся ЕАО Хабаровского края за 1944 год, где написано, что «в области имеются три детских дома на 300 детей: Биробиджанский дошкольный детский дом( созданный в 1941г), в с. Валдгейм школьный детский дом, организованный в 1935 году, в п. Лондако организован в 1942г.».

Кроме того, мы сделали вывод, что первый детский дом с. Валдгейм дал рождение 2-м детским домам, которые и по сей день существуют в селе: ОГОБУ « Детский дом №3» и дом-интернат для детей-инвалидов. Начало у этих домов было единым. Сначала первый детский дом был на балансе района, затем его перевели на областной бюджет. (Постановление Президиума облисполкома №172 от 13 мая 1935г « О переводе детского дома на областной бюджет»: с 01.05.1935 года содержание детского дома переведено на областной бюджет. ( Ф.75 оп.1 д.27 Архив ЕАО).

Первый детский дом в с. Валдгейм был государственный (он назывался в документах-школьный), второй организован колхозниками во время Великой Отечественной войны. (Постановление совместного заседания бюро обкома ВКП(б) и исполкома областного Совета депутатов трудящихся Еврейской автономной области от 02 февраля 1945 г « О патриотическом мероприятии колхоза « Валдгейм» по устройству детей, оставшихся без родителей в период Великой отечественной войны 1941-1945 гг – « Бюро обкома ВКП (б) и исполкома областного Совета депутатов трудящихся постановляют: Одобрить решение колхоза « Валдгейм Биробиджанского района об организации детского дома с устройством в нём в 1945 году-20 детей… зав. Партархивом обкома КПСС М.Козаченко).

« Сейчас несколько разрядилась обстановка в смысле возможностей для устройства детей, оставшихся без родителей. Во-первых, с наступлением тепла, можно будет развернуть, не работавший зимой корпус в Лондаковском детском доме. Это даст возможность устроить до 50 детей. Во-вторых, 20 еврейских детей, не имеющих родителей, можем в ближайшие дни устроить в организуемый по решению колхозного собрания колхоза «Валдгейм» детский дом, который будет полностью содержаться на средства колхоза. Сейчас подбирается контингент детей. Кстати об этом патриотическом почине колхоза «Валдгейм». Если бы продумать и осуществить, хотя бы по одному колхозу в каждом районе, организацию таких небольших колхозных детдомов, то было бы крупным подспорьем в деле устройства детей, оставшихся без родителей. В-третьих, уже есть распоряжение союзного правительства о передаче Облисполкому части зданий на станции Теплое озеро, в которых в этом году должен будет развернуться детский дом на несколько сот детей. Еще есть возможность использовать здание бывшего дома советов в поселке Бира, где помещались Райком и Райисполком. В этом здании при проведении ремонта и оборудования можно организовать детский дом для дошкольников, так как одного Биробиджанского дошкольного детского дома для области мало.

Все это свидетельствует о том, что в этом году предстоит большая работа по организации и расширению детских домов, по созданию базы для полного устройства детей, оставшихся без родителей.» .( Фонд 75 опись1дело 238 Стр.39 « Протоколы сессий, решения, принятые сессиями и материалы к ним. 30 марта-21 июля 1945г;Из доклада 2-й сессии областного совета депутатов трудящихся ЕАО 31.07.45г)

Находился детский дом в нескольких бараках на ул. Торговой, рядом с семилетней еврейской школой. Сначала детей в этом детском доме было немного. Из семей жителей с. Валдгейм не было ни одного. Валдгеймцы не бросали детей. Только во время ВОВ появились дети из Валдгейма. Это были дети репрессированных евреев –переселенцев из Польши и Португалии, дети солдат и офицеров, погибших или пропавших без вести. Старожил села ( приехала в Валдгейм в 1931 году с родителями четырехлетней девочкой) учитель, бывшая воспитательница детского дома, участник боёв на Халкин-Голе Сима Матвеевна Коган вспоминает: « Первого арестовали заведующего клубом Майдака, жену не взяли, а его ночью увезли. В село он больше не вернулся и никто о нём ничего не знал. Такая же участь постигла и остальных евреев из Польши. Родителей ночью забирали, а дети оставались-их определяли в детский дом».

Колхозники старались делать всё возможное, чтобы дети не так остро ощущали разлуку с близкими. Многие из них так больше никогда и не увиделись со своими родителями. Тяжёлое время переживали и дети, и взрослые. Когда началась Великая Отечественная война, в Валдгейм стали поступать дети, получившие ранения и увечья в результате бомбардировок. Все дети обучались в сельской школе- семилетке. Ещё в 1938 году к зданию, где расположился детский дом, сделали пристройку и кроме детей-сирот туда свозили со всего Хабаровского края детей с физическими недостатками (плохо слышащих и слабо видящих, имеющих умственные отклонения).

В феврале 1946 года областной исполнительный комитет трудящихся выносит решение о слиянии колхозного детского дома и Валдгеймского детского дома №1. В областном архиве сохранилось решение этого заседания: ( Решение №62 от 27 февраля 1946 года « О слиянии колхозного Валдгеймского детского дома с Валдгеймским детским домом №1: « Детдом, организованный по инициативе колхоза « Валдгейм» имеет 14 детей, а находящийся на территории с. Валдгейм детский дом Облоно, в связи с переводом в г. Биробиджан группы воспитанников, обучающихся в музыкальной школе, имеет 70 детей, вместо 100 по плану. Исходя из этого, и в соответствии с решением Правительства о передаче колхозных детдомов в систему Наркомпроса решил: с 1 марта сего года детей из бывшего колхозного детского дома перевести в Валдгеймский детский дом ОБЛОНО. Передать Валдгеймскому детскому дому весь инвентарь, посуду, продукты питания». (Ф.75оп.1дело 249 Архив ЕАО). Таким образом, колхозный детский дом просуществовал чуть больше года. Конечно, создать условия для проживания в детских домах в разрушенной войной стране было сложно. Постоянно не хватало продуктов питания, не было помещений, пригодных для жилья, одежды и обуви.

Перед самой войной Валдгейм посетил писатель Евгений Петров. Он побывал в детском доме. В этот день у детей был праздник, к ним приехал самодеятельный оркестр из Биробиджана. Дети были весёлые, нарядные- таким их запечатлел Петров на своих снимках, которые поместил в журнале « Огонёк».

Позднее ( после ВОВ) детский дом -инвалидов выделили в отдельную структуру. Ещё в 1939 году были подготовлены документы на строительство детского дома для инвалидов. Война помешала осуществиться этим планам. « В начале 1941 года в области был 1 Валдгеймкий детский дом с 80 детьми в нем. В начале 1945 года в области имеется 3 детских дома системы народного образования: Валдгеймский, Лондаковский для детей школьного возраста и Биробиджанский для детей дошкольного возраста. В этих детских домах сейчас воспитывается 313 детей. Рост более чем в 3 раза.( Фонд 75 опись1дело 238 Стр.29 « Протоколы сессий, решения, принятые сессиями и материалы к ним. 30 марта-21 июля 1945г;Из доклада 2-й сессии областного совета депутатов трудящихся ЕАО 31.07.45г). Количество детей в детском доме быстро менялось, так в 1944 году -102человека; в 1946г -73 человека; в 1947 г-172 человека. Общее количество детей, прошедших через Валдгеймский детский дом за 75 лет более 5000 человек.

В наше время, когда мы о войне знаем лишь из книг и кинофильмов, до конца не осознаем этот страшный период истории нашего народа. А тогда даже дети жили этой войной, играли в нее и все их мечты и мысли были направлены на Победу. В военное время - детский дом жил одной дружной, сплоченной семьей, ведь нужно было выжить, дождаться с фронта родных и близких. Война множила сирот. А детский дом принимал всех и старался обогреть. При таком количестве детей спальных мест не хватало, спали по 2-3 человека. В день выдавали по 100 гр. хлеба на ребенка. Хорошим подспорьем было собственное хозяйство. Вместе с педагогами, сообща, успевали ставить сено, заготовить овощи на зиму, ухаживать за коровами, лошадьми, свиньями. Иначе голод.

В 1951 году дети-инвалиды были вывезены в другие детские дома России (даже в Волгоград), а вместо них были направлены умственно отсталые дети и дети, имеющие психические отклонения в количестве 120 человек. (из воспоминаний жительницы села Валдгейм….)

В 1965 году построено двухэтажное кирпичное здание для детей-инвалидов и детей, имеющих отклонения в здоровье. С этого времени история детских домов с. Валдгейм ведёт новый отсчёт. Каждое учреждение живёт своей автономной жизнью.

 

В 60-е годы в нашей стране стали активно строить школы-интернаты для детей-сирот. Многие детские дома были преобразованы в школы-интернаты. Так случилось и с Валдгеймским детским домом. С 1 сентября 1960 года в с.Валдгейм была открыта школа-интернат на 240 мест. 90 воспитанников детского дома были переведены в новую школу-интернат по решению исполнительного комитета Хабаровского краевого совета депутатов трудящихся.

До 1958 года в селе Валдгейм была единственная школа-семилетка, где учились все дети и сельские и из детских домов. В 1958 году построили новую среднюю школу. Со строительством отдельных зданий для дома–интерната для детей-инвалидов и школы-интерната, средней школы школа-семилетка в 60-х годах прекратила своё существование.

Следующим этапом необходимо считать отказ (в 60-ые годы) в педагогической практике от стандартной формы урока. Школа-интернат включилась в поиск наиболее совершенных форм учебно-воспитательной работы. Это и освоение Липецкого, Ростовского, Казанского и других методов работы, освоение новых программ и новых учебников, введение экзаменов во всех классах и пр. Что дала эта работа? Безусловно, что отказ от стандартной формы урока был правильным; безусловно, что индивидуальная и коллективная работа учителей по апробированию нового опыта работы была полезной. Не нужно было только обязательное следование тому или иному опыту, чтобы индивидуальность школы стала первичной в оценке ее деятельности. Одним из этапов в деятельности школы-интерната был переход на всеобщее среднее образование, что обеспечивало каждому ученику в будущем получение профессиональной подготовки на разном уровне.

С начала работы школа-интернат провела 10 выпусков десятиклассников. Среди выпускников школы были рабочие всех профилей, офицеры, инженеры, учителя, врачи, экономисты, артисты, режиссеры и другие. Многие из них трудятся в городе Биробиджане и области.

В течение своего существования детский дом реорганизовывался: из школы-интерната с неполным образованием , в школу-интернат со средним образованием , затем начальным. В 2008 году Постановлением правительства ЕАО в очередной раз реорганизована школа-интернат в  ОГОБУ "Детский дом № 3".

Сегодня детский дом для детей-сирот является областным учреждением. Главная задача учреждения- это социализация воспитанников , подготовка их к жизни вне детского дома.

В учреждении реализуются программы воспитания и дополнительного образования. Ребята обучаются в школе с. Валдгейм.

Дети должны жить в семье -это аксиома. К сожалению не все родители готовы сегодня дать детям современное образование, нормально накормить и привить навыки самостоятельности, поэтому при живых родителях дети находятся в детском доме и это печально. Государство и педагогический коллектив всячески старается заменить ребятам семью, создать условия для полноценного развития и воспитания, но пока не всё и не всегда получается. Наши дети самые красивые, умные и отзывчивые. Они талантливые певцы, спортсмены, актёры.

 
Документы

Мы размещаем на нашем сайте только те фотографии, которые сделаны нами, в качестве образцов нашей работы. Если, по каким-то причинам, Вы не одобряете помещение Ваших изображений на нашем сайте, то свяжитесь с нами или напишите письмо и мы обязательно уберём эти фотографии с сайта.


Областное государственное образовательное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 3»
Тел: 8(42622) 71-2-17
Тел/Факс: 8(42622) 71-2-17
Время Работы:
по вопросам трудоустройства ежедневно с 9-00 до 12-00; прием родственников воспитанников ежедневно с 16-00 до 17-00; по личным вопросом четверг с 16-00 до 17-00.