Версия для слабовидящих
Телефон:8(42622) 71-2-17 E-mail:feniks-valdgeim@mail.ru


ИНФОРМАЦИЯ Информация
Подробнее

О реализуемых образовательных программах ( Программа дополнительного образования)

Программа дополнительного образования ОГОБУ «Детский дом № 3»

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В детском доме – учреждении круглосуточного пребывания – имеется возможность выстроить единое образовательное пространство, обеспечивающее неразрывную связь между процессами обучения, воспитания, коррекции и развития.

Важной составляющей единого образовательного пространства является дополнительное образование, способствующее социальному становлению и развитию личности, обладающее значительным социальным, педагогическим, культурным, воспитательным и коррекционным потенциалом.

Отличительная  особенность дополнительного образованияв детском доме заключается в том, что не имеет жёстких программных ограничений ни по срокам освоения материала, ни по этапам его усвоения. Сначала создаются условия, благоприятные для участия ребёнка в творческой деятельности, затем организуется сотрудничество в творческом процессе с теми, кто уже в какой-то мере освоил изучаемый материал. Далее следует самостоятельное творчество (там, где это возможно) и поиск форм и средств реализации творческого потенциала ребёнка. Такая логика образовательного процесса создает равные «стартовые» возможности и потребности. Именно поэтому дополнительное образование в детском доме является одним из действенных средств интеграции детей-сирот в социум.

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании. Используются традиционные формы организации деятельности детей в образовательном процессе (беседа, рассказ) и нетрадиционные формы – творческая мастерская, экскурсия, сюжетно-ролевая игра, интегрированное занятие, акция, занятие-соревнование, спортивные игры, конкурсы, викторины, презентации и др.Атмосфера занятий носит неформальный, доброжелательный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами.

Деятельность системы дополнительного образования в детском доме основывается на следующих принципах:

  1. добровольность;
  2. самостоятельность;
  3. творчество;
  4. неформальное общение;
  5. возможность выхода из кружка (секции);
  6. отсутствие обязательной оценки;
  7. направленность на сплочение детского коллектива.

Дополнительное образование в детском доме осуществляется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.

В основе дополнительного образования лежит личностная мотивированность («я хочу», «мне это интересно», «мне это надо»), потребности личности.

Условия набора детей в кружки и секции:

Для обучения принимаются дети вне зависимости от их  способностей, уровня физического развития, не имеющих медицинских  противопоказаний, группы комплектуются по возрастному принципу. Каждый ребёнок имеет право заниматься в нескольких кружках, менять их в течение года.Обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, воспитатели, педагоги дополнительного образования).

 

2. АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ

Развитие системы дополнительного образования в детском доме является активным инновационным поиском развития личности воспитанника.

Нельзя улучшить отношения между воспитанниками и взрослыми в детском доме лишь за счёт призывов к любви. Необходимо вести последовательную работу с детьми по развитию самостоятельности: от способности самому планировать и выполнять бытовые и учебные задания, до чувства личностной автономии.

Также, необходимо обратить внимание и на различия в самооценке воспитанников детских домов и учащихся массовой школы. Самооценка воспитанников детского дома основывается преимущественно на оценках окружающих. Самооценка учащихся массовой школы – как на оценке окружающих, так и на собственных критериях.

Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию могут испытывать воздействие крайне негативных факторов и очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребёнка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью. Поэтому, педагогический коллектив детского дома ориентирует воспитанников на свободный выбор и освоение ими программ дополнительного образования, оказывает влияние на формирование воспитывающих, гуманных, нравственно и психологически комфортных отношений в социуме.

Дополнительное образование в детском доме носит коррекционную направленность. В связи с незрелостью мотивационной сферы воспитанников, невыраженными интересами, организован специальный «период выбора», в течение которого ребёнок может посетить несколько кружков, попробовать свои силы и решить, где лежит сфера его интересов.

Дополнительное образование обеспечивает неформальное общение детей с взрослыми, способствующее развитию коммуникативной сферы воспитанников.Умение ненавязчиво помогать ребёнку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей в целом и тем более в условиях детского дома.

Дополнительное образование способствует формированию социальной, ценностной, профессиональной ориентации ребёнка. Это особенно важно для детей-сирот, поскольку к моменту выпуска из детского дома они, как правило, не достигают психологической зрелости для самостоятельного выбора жизненного и профессионального пути. Дополнительное образование помогает ребёнку сориентироваться в мире профессий, познакомиться с основными вариантами трудоустройства или продолжения обучения, «примерить на себя» ряд профессиональных областей.

Дополнительное образование даёт ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути, увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Дополнительное образование помогает решить проблему свободного время провождения детей вне учебного процесса. Будучи доступным каждому желающему, оно открывает ребятам двери к постижению нового, даёт  широкие возможности для расширения и углубления знаний, отработки практических навыков. 

Дополнительное образование в детском доме тесно связано с внеурочной воспитательной работой, которая организуется педагогом-организатором, воспитателями, библиотекарем, заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Праздники, игры, экскурсии наполняются более значимым содержанием, становятся более интересными по форме, если к их проведению привлекаются и руководители, и сами кружковцы – юные художники, спортсмены, артисты, мастера и т.д. Так поднимается их личный престиж и значимость системы дополнительного образования в целом.

Внеурочная работа обогащается за счёт использования профессионально-творческого подхода педагогов дополнительного образования, инструкторов, которые в процессе совместной работы с воспитателями расширяют свои знания об особенностях воспитывающей деятельности и получают более полное представление о детях, с которыми они занимаются во внеурочное время.

Сложившаяся система дополнительного образования в нашем детском доме отвечает интересам и запросам любого воспитанника. Каждый ребёнок может найти применение своей фантазии, творчеству, выбрать свой путь развития. Программы педагогов дополнительного образования нацелены не только на развитие творческих способностей воспитанников, но и на внутренние изменения в их сознании и самооценке, на объединение в сотворчество детей с разными индивидуальными возможностями, в том числе детей, склонных к асоциальным формам поведения. Это помогает в осуществлении комплексного подхода в профилактике правонарушений среди воспитанников.

Правильная организация дополнительного образования играет огромную роль в образовательно-воспитательном процессе детского дома в целом, так как занятия в  этой сфере помогают ребёнку:

  1. выявить и развить свои потенциальные творческие способности;
  2. определиться в своих интересах и возможностях, осознанно выбрать в дальнейшем дело своей жизни;
  3. испытать ситуацию успеха, чего он, возможно, лишён в основной учебной деятельности;
  4. получить разнообразный социальный опыт, научиться содержательному взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
  5. самоутвердиться социально-адекватным способом;
  6. удовлетворить свои образовательные потребности, выходящие за рамки школьной программы.

 

3.  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Цель дополнительного образования в нашем детском доме: создание условий для творческого развития личности воспитанников на основе приоритета их интересов, нужд, потребностей и потенциальных возможностей, обеспечение органического сочетания видов досуга с различными формами образовательной деятельности.

Задачи педагогов:

1. выявитьпотенциальные интересы, способности, склонности, возможности воспитанников к различным видам деятельности, оказать помощь в выборе кружка, секции;

2. формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

3. развивать творческие способности, совместную творческую деятельность;

4. создать необходимые условия для реализации приобретенных знаний, умений, навыков (участие в конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, обмен опытом);

5. формировать общую культуру и умение организовывать содержательный досуг.

 

4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Спортивные кружки и секции, факультативы, кружки по интересам.

Формы организации деятельности детей в процессе обучения: учебные занятия, часы общения, часы досуга, практические занятия, беседы, мастер-классы, тренинги, практикумы, экскурсии, тематические недели, библиотечные часы, интеллектуальные игры и викторины, трудовые акции, праздники, походы, встречи с представителям разных профессий и т.д.

 

5. НАПРАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОГОБУ «ДЕТСКИЙ ДОМ № 3»

В нашем детском доме дополнительное образование осуществляется в следующих направлениях:

- художественно-эстетическое;

- физкультурно-оздоровительное;

- информационно-компьютерное;

-коррекционно-развивающее;

- социально-психологическое.

 

Художественно-эстетическое направление

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательно-воспитательного процесса учреждения. Для эстетического развития личности ребёнка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая. Целью художественно-эстетического направления программ дополнительного образования является воспитание художественного и эстетического вкуса, что позволяет человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании; формирование потребности в эстетическом саморазвитии; удовлетворениепотребности детей в самовыражении.

КРУЖКИ:

  1. «Волшебная кисть». Цель: развитие индивидуальных творческих возможностей каждого ребёнка средствами ИЗО деятельности, приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Возрастная группа: 7-11 лет.

  1. «Волшебная кисть». Цель: развитие индивидуальных творческих возможностей каждого ребёнка средствами ИЗО деятельности, приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Возрастная группа: 12-15 лет.

  1. «Звуки музыки». Цель: формирование вокально-хоровых навыков, воспитание музыкальной и певческой культуры, развитие музыкально-эстетического вкуса воспитанников.

Возрастная группа: 7-12 лет.

Кроме занятий вокальных групп музыкальное образование реализуется через целенаправленные регулярныеиндивидуальные занятия с детьми и подростками: 1-2 классы – музыкальные часы 2 раза в неделю, школу игры на гитаре – 3 раза в неделю.

  1. «Домисолька». Цель:овладение  основами  вокального и музыкального образования.

Возрастная группа: 7-15 лет.

  1. «Основы рукоделия». Цель: формирование умений и навыков ручного труда, привитие навыков самообслуживания; развитие творческих способностей, усидчивости, внимания, аккуратности, мелкой моторики рук;воспитание уважения к народным традициям, стремления создавать игрушки и сувениры своими руками, привычки следить за своим внешним видом.

Возрастная группа: 7-16 лет.

  1. «Театр мод «Дебют». Цель: формирование у воспитанников качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для ориентации в мире моды и в дальнейшем профессиональном самоопределении.

Возрастная группа: 12-16 лет.

 

БИБЛИОТЕЧНЫЕ ЧАСЫ:

  • .Цель: развитие интереса и любви к чтению и книге, нравственных качеств, приобщение воспитанников к ценностям отечественной и мировой культуры, оказание помощи подросткам в выборе профессии.

Возрастная группа: 7-18 лет.

 

Физкультурно-оздоровительное направление

Целью физкультурно-оздоровительного направления дополнительного образования является создание условий для формирования социально-адаптированной личности воспитанников детского дома в процессе физкультурно-оздоровительной и досуговой деятельности, повышение степени самоопределения ребёнка, в т. ч. профессионального;развитие двигательной, функциональной и познавательной активности воспитанников, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья; психическое и физическое оздоровление организма;воспитание и привитие физической культуры воспитанникам, пропаганда здорового образа жизни.

КРУЖКИ и СЕКЦИИ:

1. «Общая физическая подготовка». Цель: создание условий для совершенствования физической подготовленности и физического развития детей посредством физической подготовки.

Возрастная группа:7-14 лет.

2. «Юные туристы-проводники». Цель: формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения; создание условий для самореализации, социальной адаптации и оздоровления личности; удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуально-личностных, образовательных и духовных потребностей и запросов детей средствами туризма.

Возрастная группа: 10-15 лет.

3. «Юные футболисты».  Цель: оздоровление, физическое и психическое развитие занимающихся на основе их творческой активности; формирование здорового образа жизни, при­влечение детей к систематическим занятиям физической куль­турой и спортом.

Возрастная группа: 10-15 лет.

Кроме кружков и секций физкультурно-оздоровительное направление реализуется через целенаправленные регулярныеиндивидуальные занятия с детьми и подростками в спортивном и тренажёрном залах, организацию спортивных праздников и состязаний в детском доме и организацию участия воспитанников в районных и областных мероприятиях, сотрудничестве со спортивными школами и организациями.

 

Информационно-коммуникативное направление

Целью информационно-коммуникативного направления дополнительного образования является получение, расширение и усовершенствование знаний, умений и навыков воспитанников в области информатики.

ФАКУЛЬТАТИВ:

«Юный информатик». Цель: реализация в наиболее полной мере интереса воспитанников к изучению современных информационных технологий, раскрытие основных возможностей, приёмов и методов обработки информации, воспитание информационной культуры.

Возрастная группа: 7-17 лет

 

Социально-психологическое направление

Целью социально-психологического направления дополнительного образования является обучение воспитанников жизненно важным навыкам психосоциальной компетентности: способности к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном поведении при взаимодействии с внешним миром; повышение учебной мотивации, профилактика асоциального поведения.

ФАКУЛЬТАТИВЫ:

«Подросток и его психосоциальная компетентность». Цель: формирование психосоциальной компетентности у подростков.

Возрастная группа: 7 класс.

«Я в мире профессий». Цель: формирование позитивного образа жизни, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения, оказание помощи в решении проблемы профессионального выбора.

Возрастная группа: 8-9 классы.

 

коррекционно-развивающее направление

Цель:  создание условий для развития эмоционального, интеллектуального и социального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств, для полноценной психолого-педагогической реабилитации и адаптации детей, а также коррекция имеющихся отклонений в развитии.

УРОКИ ПСИХОЛОГИИ:

 «Тропинка к своему «Я». Цель: помочь сформировать воспитанникам адекватную самооценку, научиться понимать себя, принимать других людей, найти своё место в школьной жизни и адаптироваться к её условиям и требованиям.

Возрастная группа: 1-4 классы.

«Тропинка к своему «Я». Цель: помочь осознать подростку своё состояние, формирование адекватной самооценки, найти своё место во взрослой жизни и адаптироваться к её условиям и требованиям.

Возрастная группа: 5-6 классы.

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

«Говорушки» Цель: проведение КР работы, направленной на оказание помощи учащимся начальной школы, имеющим нарушения в устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ.

Возрастная группа: 1-4 классы.

 

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дополнительное образование воспитанников детского дома обеспечивает их всестороннее развитие, вовлеченность детей в различные сферы деятельности и с помощью этого начинает формироваться новая личность и уменьшается количество правонарушений, а также у ребёнка формируются новые знания, умения, навыки.

Посещение детьми занятий дополнительного образования  происходит в соответствии с расписанием и обеспечивает сто процентную занятость воспитанников.

Кружковые занятия, спортивные секции детского дома призваны решать задачи развития личности, и помогают успешной адаптации воспитанников в обществе. Воспитанникам предоставляется возможность получить определенные знания и умения в различных областях, что впоследствии даст им дополнительные возможности для профессионального самоопределения и самореализации.

Таким образом, воспитанники детского дома в системе дополнительного образования имеют возможность осознать себя, находят удовлетворение потребности в разных видах деятельности: в спорте, в ведении хозяйства, в изготовлении поделок и т.д.

Положительным фактором в работе дополнительного образования является то, что всепедагоги дополнительного образования и руководители кружков принимают активное участие в проводимых мероприятиях, как внутри детского дома, так и вне его. Мастерство руководителей и эффективность проводимой работы доказывают результаты конкурсов, выставок детского творчества, акций, спортивных соревнований и т.п.В течение учебного года специалисты отчитываются о проделанной работе, показывая свои результаты на выставках, соревнованиях, конкурсах.

Программа дополнительного образования ОГОБУ «Детский дом № 3»

 

Модель профориентационной работы  с воспитанниками ОГОБУ «Детский дом № 3» «Дороги, которые мы выбираем…»

 

Документы

Мы размещаем на нашем сайте только те фотографии, которые сделаны нами, в качестве образцов нашей работы. Если, по каким-то причинам, Вы не одобряете помещение Ваших изображений на нашем сайте, то свяжитесь с нами или напишите письмо и мы обязательно уберём эти фотографии с сайта.


Областное государственное образовательное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 3»
Тел: 8(42622) 71-2-17
Тел/Факс: 8(42622) 71-2-17
Время Работы:
по вопросам трудоустройства ежедневно с 9-00 до 12-00; прием родственников воспитанников ежедневно с 16-00 до 17-00; по личным вопросом четверг с 16-00 до 17-00.