Версия для слабовидящих
Телефон:8(42622) 71-2-17 E-mail:feniks-valdgeim@mail.ru

ИНФОРМАЦИЯ Информация
Подробнее

Продуктивные формы и приёмы взаимодействия педагогов и воспитанников - 17 Апреля 2014

13:33

17 апреля 2014 г. в библиотеке ОГОБУ «Детский дом № 3» прошло заседание МО педагогов по теме:  «Продуктивные формы и приёмы взаимодействия педагогов и воспитанников»
Всю жизнь человек учится, т. е. получает образование, а что такое образование? - Кто и каким способом даёт подрастающему поколению образец поведения? С кого берёт пример, кому подражают современные дети, что влияет на формирование ценностных ориентиров?

 

Тема выступления

Ответственный

1

Педагогическое взаимодействие - актуальность вопроса.

Гейшис Г.В.

2

Использование технологии «Создание ситуации успеха» в воспитании детей-сирот.

Никольская А.П.

3

Портфолио воспитанника как форма работы, способствующая объективной оценке (самооценке) личных достижений.

Кондрашова Л.П.

4

Организация свободного времени воспитанников. Возможности самоуправления.

Климова Я. А.

5

Коррекция поведения воспитанников детского дома через творчество.

Чепелева Е.А. Гирина Т.В.

6

Перспективы региональной системы постинтернатного сопровождения

Туркова Е.С.

7

Разное.

Гейшис Г.В.

 

Подведение итогов, принятие решения заседания.

 

 


  Заместитель директора по СР Гейшис Г. В. начала заседание с простого примера, с областного научно-практического семинара «Роль духовно-нравственного воспитания и развития детей: формирование российской идентичности», Дворецкая Марианна Ярославовна, г. Санкт-Петербург:
Проблема идентичности...
Современные парни и девушки в западной части России одеваются и выглядят практически одинаково: стрижки, пирсинг, макияж, одежда. Мама жалуется педагогу, что не может понять, почему 6-летняя дочь не хочет носить платья. Сама мама выглядит парнем-подростком: худенькая, в джинсах, бесформенном свитере, под которым не разглядишь женских прелестей, с короткой стрижкой, без макияжа. Дома она тоже носит только штаны. Т. е. дочь просто никогда не видела свою маму в платье и считает, что его носить девочке не нужно.
Разногласия в воспитательном процессе, когда один говорит «нельзя», а второй - «можно, только, чтобы никто не узнал», приводит к тому, что ребёнок теряется, у него не формируются ценностные ориентиры, в душе - дисбаланс и дисгармония, нет стержня и образца для подражания. Как шкаф без полок, где всё свалено в кучу, и в нужный момент, чтобы что-то найти, надо вытащить всё и потратить на поиск уйму времени. Такое воспитание — безобразно.
Примером взрослого поведения, детско-родительских отношений для воспитанников детского дома являются воспитатели; они должны демонстрировать адекватные половые и тендерные модели, служить источником информации в сфере экономической социализации; у воспитателей копируются и виды психологической защиты. При этом однозначные рекомендации по построению взаимоотношений с детьми отсутствуют.
Проведенные специалистами исследования взаимоотношений в закрытых интернатных
заведениях демонстрируют огромное влияние стиля общения воспитателя на социальный статус ребёнка в группе, его развитие.
Одни специалисты (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) отмечают, что часто педагоги и воспитатели детских домов, пытаются построить свои отношения с воспитанниками по типу семейных, ставя перед собой цель, непосредственно заменить детям отца и мать. Другие -считают, что дети обязательно должны называть их мамами, и имитируют семейные отношения; при этом чрезмерно эксплуатируется эмоциональная сторона общения, что, однако, не приносит желаемых результатов, а лишь эмоционально изматывает, выхолащивает педагога (недаром возникло понятие «эмоциональное донорство»).
В.С. Мухина утверждает, что в детском доме воспитатель никогда не имеет права строить с ребёнком индивидуальные любовные отношения, отдавать предпочтение то одному, то другому ребёнку. У него должна быть профессиональная позиция. Неправильное поведение воспитателя приводит к тому, что ребёнок теряет способность к созданию дружеских отношений.
Взаимодействие педагогов и воспитанников -- это основа успешного решения целей воспитания. О развитии взаимодействия между ними можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.
В психолого-педагогической литературе известны такие формы взаимодействия педагогов и воспитанников, как опека, подавление, индифферентность (равнодушие), конфронтация, конфликт и др.
Сегодня мы выделим те формы взаимодействия педагогов и воспитанников, которые создают благоприятные условия для нравственного становления человека. Наиболее эффективной формой взаимодействия для развития личности ребёнка является сотрудничество. Оно характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью оценок и самооценок, гуманными, доброжелательными и доверчивыми, демократичными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями друг на друга, иначе говоря, высоким уровнем развития всех компонентов.
Сотрудничество это совместное определение целей деятельности, совместное
планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный анализ и оценка результатов деятельности, постановка новых целей и задач. Сотрудничество не допускает бессмысленной нерезультативной работы. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют общего стремления к достижению целей, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон. У воспитанников формируется отношение к себе и другим людям как творцам общей пользы, как единомышленникам и товарищам по общей заботе.
Основными признаками сотрудничества выделяют:
целенаправленность (стремление к общей цели);
мотивационность (активное отношение к совместной деятельности);
целостность (взаимосвязанность участников деятельности);
структуированность (четкое распределение функций, обязанностей, ответственности);
согласованность (согласие действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);
организованность (планомерность деятельности);
результативность (способность достигать результатов).
Ещё одной формой продуктивного взаимодействия педагога и воспитанника является
общение (диалог) - как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, в которую входят обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека, познание самого себя.
Он призван решать следующие воспитательные задачи:
создание атмосферы «духовной общности, взаимного доверия, откровенности, доброжелательности» (В.А. Сухомлинский) в отношениях;
глубинное познание воспитанника, понимания его внутреннего мира, личностного опыта;
тонкое влияние на школьника, при котором воспитатель не решает что-либо за него, а как бы «сопровождает» воспитанника в его духовной деятельности, даря признание, тепло, эмоциональную поддержку;
оказание воспитаннику помощи в саморазвитии -- в осознании, понимании себя, в прояснении или становлении личностной позиции, в понимании «себя в мире» и «мира в себе».
Общение-диалог предполагает равенство позиций партнеров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу.
Такое взаимодействие помогает «чувствовать партнера», мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, обмен мнениями позволяет прийти к согласию.
Педагоги и воспитанники в повседневной жизни участвуют в разных диалогах. Отсутствие навыка ведения продуктивного диалога приводит к недоброжелательности в отношениях, недоразумениям, спорам, конфликтам. Напротив, умение вести диалог создает благоприятные условия для сотрудничества детей и взрослых.
Сотрудничество и диалогическое взаимодействие педагогов и воспитанников в
коллективе возможно при организации их совместной деятельности, которая становится действенным фактором воспитания, если:
сформулирована положительная установка педагогов и детей на совместную работу, они осознают её цели и находят в ней личностный смысл;
осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций воспитателей и воспитанников в этом процессе;
создаются ситуации свободного выбора участниками видов и способов деятельности;
позиция, стиль работы педагога способствует самореализации и самовыражению участников деятельности.
  Помочь ребёнку обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха, а главное, вызвать желание работать над собой, изменить себя в лучшую сторону - это основная задача воспитателя. Поэтому именно в школьном возрасте необходимо заложить у воспитанников основы самовоспитания и создать устойчивое желание целенаправленно развивать в себе личностные качества.
Профессиональный долг воспитателя состоит в том, чтобы стимулировать внутреннюю активность ребёнка, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху. Об использовании в воспитательном процессе технологии «Создание ситуации успеха» рассказала педагог-психолог Никольская А.П.


  Одной из современных форм педагогического взаимодействия и оценивания достижений является портфолио ребёнка.
Портфолио школьника - это:

    коллекция работ, демонстрирующая не только учебные результаты, но и усилия,приложенные педагогами и ребёнком к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях ученика по сравнению с его предыдущими результатами;
    выставка достижений ребёнка.


С какой целью создаются портфолио воспитанников и как формирование портфолио способствует активному участию ребёнка в процессе его обучения и воспитания, формирует ключевые компетенции, необходимые человеку для успеха, рассказала воспитатель Кондрашова Л. П.
Детям в семье полноценно проводить свободное время помогают родители и другие члены семьи, воспитанники детских домов находятся в совершенно другой ситуации - в условиях закрытого учреждения, которое требует от педагогов особого подхода к организации содержательного детского досуга. Анализ ситуации, сложившейся в детской среде, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания к организации свободного времени детей и подростков ведёт к самым негативным результатам. Случаи самовольных уходов, бродяжничества, детской преступности, наркомании, алкоголизма и других проявлений «свободного образа жизни» поневоле заставляет задуматься, а есть ли будущее у наших детей, кого мы выпускаем в жизнь, как переживём лето. Об организации свободного времени воспитанников детского дома рассказала Климова Я.А.


Требования к организации досуга детей:
технологичность- форма и методы организации досуга должны обеспечить определённый эффект, который будет повторяться в различных ситуациях;
социальная направленность - досуг должен способствовать развитию личности, обеспечивать успешное усвоение социального опыта и ценностей общества; практичность - при минимальных материальных затратах- максимальный эффект.
Ключевые понятия в организации досуга детей:
Оздоровление. Ребенка нельзя оздоровить, не создав психологически комфортного климата в детском коллективе, не организовав разнообразной деятельности в соответствии с запросами и интересами ребят.
Развитие. Развитие происходит в процессе погружения в определенную систему ценностей, отношений, культурных образов, общения друг с другом, взрослыми, природой, искусством и т.д., включения в разнообразное деятельностное поле.
Смена образа жизни - ключевое понятие для осознания того, что отличает детский дом от среды, в которой ребенок-находился до помещения в госучреждение.
Каждый ребёнок неповторим, в каждом спит гений, творец. Работа педагога заключается в том, чтобы разглядеть неповторимость ребёнка, разбудить «спящего». Сделать это
могут педагоги - профессионалы своего дела. При этом педагог-профессионал - это не только тот, кто владеет методическими, психолого-педагогическими знаниями и умениями, но и имеет личностный потенциал, профессиональные ценности и убеждения. Как можно корректировать поведение воспитанников детского дома через творчество рассказала   Гирина Т.В.

Как устроятся наши выпускники после выхода из детского дома, как сложится их судьба в будущем, кем они станут, смогут ли реализоваться в жизни, добьются ли того, о чём мечтают,
самостоятельно либо им потребуется наша помощь - это актуальный вопрос, на который ищут ответ специалисты детских домов, школ-интернатов, опеки и пр. Этот вопрос поднимался в Центре постинтернатного сопровождения г.Хабаровска на региональном семинаре «Перспективы развития региональной системы постинтернатного сопровождения». О работе на этом семинаре рассказала его участница - учитель-логопед Туркова Е.С


Также в категории "Новости"
Документы

Мы размещаем на нашем сайте только те фотографии, которые сделаны нами, в качестве образцов нашей работы. Если, по каким-то причинам, Вы не одобряете помещение Ваших изображений на нашем сайте, то свяжитесь с нами или напишите письмо и мы обязательно уберём эти фотографии с сайта.


Областное государственное образовательное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 3»
Тел: 8(42622) 71-2-17
Тел/Факс: 8(42622) 71-2-17
Время Работы:
по вопросам трудоустройства ежедневно с 9-00 до 12-00; прием родственников воспитанников ежедневно с 16-00 до 17-00; по личным вопросом четверг с 16-00 до 17-00.